Калуга: Мещовск-Шалово-Серебряно-Малоярославец
Продолжительность: 2 дня                        Транспорт: м/автобус

1 день  Отъезд из Москвы в 7-30
Примерно в 12-00 Прибытие в Шалово. Омовение в св. источнике,о котором старец Илий сказал, что "такой воды и на Афоне не пил". Вода уникальна по составу, в ней содержится большое количесво серебра. Ее аналогов в России нет
Родник освященный во имя Святой Троицы Живоначальной, расположен в селе Шалово, на берегу речки Переходня, в 170 м севернее дамбы пруда. Святой источник хорошо обустроен, над колодцем установлена надкладезная сень, рядом поклонный крест, вся территория огорожена. Ниже родника на спуске расположена купальня. На возвышенности у Свято-Троицкого источника построена одноименная часовня.
Село Шалово в XVII веке именовалось Свято-Троицкое, в нем находилась деревянная церковь Святой Троицы Живоначальной. Она была уничтожена пожаром. Местные жители решили возвести новый храм, благо в селе находился свой кирпичный завод, и в строительных материалах недостатка не было. Средства выделила П.С. Степанова, вдова помещика А.П. Степанова, которая таким образом намеревалась увековечить память супруга.
Церковь возводили всем миром: В строительстве принимали участие жители семи сел: Горное, Зиновка, Умилинка, Шалово, Савинки, Михайловка и Бортники. Из каждой деревни выбирали по два мастера-специалиста. Кирпичный Храм построили двухэтажным однокупольный, с колокольней и трапезной. Престол верхнего храма освятили в честь Николая Чудотворца. Процесс был долгим Храм строился целых 6 лет и первая Божественная Литургия в храме была отслужена в 1800 году. В 1891 году в селе открылась церковно-приходская школа, располагавшаяся в церковном доме. Близ храма находилась могила покойного супруга строительницы.
В советское время, в 1928 г., храм закрыли. Тогда, по словам старожилов, вокруг храма собралось много местных жителей. Люди стояли в стороне, плакали и молились. Очевидцы вспоминали, как снимали кресты и сбрасывали колокола. Вызвалось несколько человек добровольцев. Они залезли на купола, подлилили кресты и, обвязавши их веревками, привязали к трактору. Веревки рвались, а кресты стояли. На следующий день ответственный за снятие крестов вызвал мотострелковую бригаду , выстрелами из крупнокалиберного пулемета сняли кресты и отвезли в Калугу на переплавку.
Впоследствии на нижнем этаже храма сделали хранилище для зерна и склад запчастей для сельхозтехники. На верхнем этаже организовали клуб. Проломили апсиду и в алтаре сделали вход.
Храм передан Церкви 22 февраля 1998 года согласно акту приема-передачи Троицкой Церкви с. Шалово Мещевского района.

Прибытие в Свято-Георгиевский Мещовский монастырь ( является пантеоном династии Романовых, родовым некрополем Стрешневых)
(мощи Андрея Мещовского; самая большая частица мощей Веры, Належды, Любови; родовой некрополь Стрешневых; скульптурные образы Царицы Евдокии и юного царя Алексея). 
Трапеза. Размещение.  Экскурсия по монастырю, осмотр храмовой территории и монастырского хозяйства.
Вечернее Богослужение. Крестный ход. Трапеза (ужин) и беседа с настоятелем арх. Георгием. Отдых

При входе в Мещовский Свято-Георгиевский монастырь вас встретит величественно-смиренная фигура мещевской уроженки царицы Евдокии Стрешневой с наследником-сыном, будущим великим царем Алексеем Михайловичем Тишайшим. И … приветственные крики экзотических птиц: павлинов, фазанов, страусов, попугаев. Чуть поодаль пасутся як и косуля . Эта причудливая живность напомнит вам о великолепии русских царских дворцовых палат допетровского времени с их фантастическими садами, населенными сказочными заморскими животными и птицами …

Мещовский монастырь, расположенный в тихом уголке центральной России, не был так знаменит, как его более успешные собратья из семьи монастырей Калужской епархии: Оптина Пустынь и Тихонова Пустынь, Пафнутьев-Боровский монастырь и Свято-Никольский Малоярославский монастырь. Последние три помимо всего прочего стоят на оживленной магистрали Москва-Калуга, что само по себе всегда привлекало в эти обители многочисленных паломников и обильные пожертвования. О достатке Оптинского монастыря с его знаменитыми старцами нет смысла говорить.

ВПЕРВЫЕ МЕЩОВСК УПОМИНАЕТСЯ В ЛЕТОПИСИ В 1238 ГОДУ
В Калужской области — десятки малых городов, и один из древнейших — Мещовск (впервые упоминается в летописи в 1238 году). Город расположен по обеим сторонам речки Туреи при слиянии рек Фитивишки и Серебрянки. Древние городки нашей Родины — истинные истоки традиций русской православной культуры.
В древности Литовское княжество граничило с Мещовскими землями, поэтому Мещовск был часто опустошаем неспокойными и немиролюбивыми соседями. Город так же подвергался разорению от набегов татар, которые причинили ему больше вреда, нежели все войны с Литвой. Набеги эти продолжались до 1596 года. По окончании войны с татарами городу пришлось пережить много бедствий в смутные времена самозванцев и междуцарствия.
«В полуверсте от Мещовска построен мужской Георгиевский монастырь. Монастырь этот отличается той особенностью, что основание его относится к двум разным периодам времени и является на двух различных местностях» (П.А. Ляметри, газета «Калужские губернские ведомости» за 1849 год). Первоначально монастырь находился в 30 верстах от города Мещовска в селе Соболевка на возвышенном берегу Ресы. Неизвестно время основания обители на этом урочище, но следует полагать, что относится оно к концу XV столетия. В доказательство можно привести старинный синодик, в котором поминовение царственных особ начинается с Ивана IV Грозного.

ПОД КРОВОМ РОМАНОВЫХ
Монастырь на реке Ресе просуществовал до начала XVII века. Причиной переезда обители ближе к Мещовску послужило следующее обстоятельство. Соболевская обитель находилась в удалении от города, кругом все было опустошено, а потому и пребывание там иноков стало не безопасно. Обитель начала возрождаться молитвой и трудом, и была окончательно возобновлена царственной рукою Евдокии Лукьяновны Стрешневой, родоначальницы благословенного Дома Романовых. Фамилия Стрешневых отличала Георгиевский монастырь своим усердием, хоронила в нем своих людей, в числе которых были и предки Евдокии Лукьяновны. Сделавшись в 1626 году супругою Михаила Федоровича, она в благодарность Богу за неожиданное свое величие и счастье, возобновила обитель, окружила ее своим покровительством и дала монастырю необходимые средства к существованию.
Другая русская царица, Евдокия Федоровна Лопухина, была дочерью боярина Федора Абрамовича Лопухина, жившего в селе Серебряно, что возле Мещовской обители. После женитьбы Петра I на Евдокии Федоровне, в лице Лопухиных монастырь приобрел новых благодетелей. Мещовская обитель стала получать подарки от монархов. В 1689 году монастырю была дарована мельница на р. Турее с рыбной ловлей, монастырские владения увеличились на две деревни. Замечательным пожертвованием того времени было большое медное паникадило в 10 пудов, присланное в монастырь императором Петром Великим в 1691 г., а также хоругвь из белого атласа. Примеру государей последовали многие знаменитости того времени.
После Стрешневых благодетелями стали князья Лопухины, Голицыны, Урусовы, Троеруковы, Македонские, дворяне Чебышевы, Дурновы, Абрамовы, Беклемишевы, Пушкины, Ростовцевы и другие.
Особенную привязанность к монастырю имели Лопухины, которые в лице своей царственной родственницы Евдокии Федоровны привлекли к нему внимание Петра Великого. Позже Федор Абрамович Лопухин построил огромный каменный дом между селом Серебряным и Георгиевской обителью и провел из него галерею к монастырским стенам. К сожалению, не осталось даже следов от этой галереи и Лопухинского дворца.
С 1764 года обитель стала клониться к оскудению. Императрица Екатерина II сократила число монастырей; был исключен из штата и Мещовский монастырь. У Мещовской обители отняли вотчины, мельницы и землю до самых стен. Ее хватало теперь только на совершение крестных ходов вокруг монастыря. Даже огородной земли не осталось. Бедственное состояние обители достигло такой степени, что чтец светил себе лучиной, то есть не было свечей для освещения богослужебных книг.

НОВЫЙ РАСЦВЕТ ОБИТЕЛИ
В XIX столетии у Свято-Георгиевского монастыря опять появились благодетели. По повелению императора Павла I монастырь стал получать из Мещовского казначейства по 300 рублей ассигнациями в год. Кроме того, Августейшему благотворителю обитель обязана тем, что в 1800 году ей была возвращена мельница на речке Ресе с рыбной ловлей, а в следующем году — 30 десятин земли вокруг монастырских стен. Вскоре верхняя монастырская церковь украсилась богатым и изящным паникадилом, а московский купец П.А. Александров за свой счет устроил в верхнем храме иконостас с позолотой и резьбой.

1812 год ознаменован для монастыря и жителей Мещовска особенно важным событием. 26 июня в средней восточной башне монастырской ограды был торжественно захоронен крестьянин села Клетино Андрей Юродивый. Блаженный Андрей родился в 1744 году. Жизнь его отличалась необычностью: он говорил очень редко и мало, во все времена года ходил нагим, с небольшим топориком и кнутиком, не имел постоянного жилища, питался подаянием таких людей, которые отличались чистотой своей жизни. В башне со временем была устроена часовня, где хранился топорик блж. Андрея. Мещовские верующие имели такое усердие к памяти блаженного, что вносили его имя в свои помянники, часто служили по нему панихиды и брали с его могилы щепотку песка на счастье. Водой, спущенной с его топорика, умывали больных детей. Блаженный Андрей любил солдат, жалел их, особенно раненых и пленных. В середине XIX века по распоряжению Епархиального ведомства на могиле блаженного Андрея каждую субботу служили панихиду всем собором монашествующих.
Возрождаться монастырь начал в XIX в., а в начале XX в. здесь было уже 2 каменных храма: пятиглавый собор в честь апостолов Петра и Павла, построенный в византийском стиле в 1880-х гг., и двухэтажный храм с колокольней (1691 г.). Нижняя его часть была зимней (теплой) и имела 3 престола — в честь великомученика Георгия Победоносца, святителя Димитрия Ростовского и Воздвижения Креста Господня. Верхний — летний (холодный) храм был освящен в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Монастырь ограждали каменные стены с башнями по углам.
Благодаря тому, что настоятели Мещовского монастыря часто назначались из братии Оптиной пустыни, обитель возрастала духовно. В свою очередь, постриженики Георгиевского монастыря были строителями, наместниками и духовниками в других обителях.

МУЧЕНИЧЕСТВО СВЯТОЙ ОБИТЕЛИ
В трудные годы Первой мировой войны и революции руководил Мещовской обителью новый настоятель — иеромонах Георгий (Лавров),переведенный из Оптиной пустыни. Голод, бытовые неустройства, крушение привычного уклада жизни — таковы знамения того времени. Управлять монастырем в эти окаянные годы было тяжелым испытанием. Наступил 1917 год. После октябрьского переворота начались гонения на Церковь. Духовные бедствия усугублялись голодом на местах. Случались дни, когда в обители не было хлеба. Отец Георгий прилагал усилия к тому, чтобы прокормить не только братию, но и голодающих крестьян близлежащих сел. С верными послушниками шили мешочки, насыпали в них муку, затем запрягали лошадку и отвозили драгоценную помощь бедным крестьянам. Подъедут ко двору, положат мешочек и направляются дальше. Доброго и милосердного настоятеля любили жители Мещовска и окрестных деревень.

В сорока верстах от Мещовска располагалась деревня Мамоново. Из нее в монастырь приходил блаженный Никифорушка — Никифор Терентьевич Маланичев. Отец Георгий увидел в нем истинного раба Божия, и называл его «един от древних». Он любил Никифорушку за его чистую душу, почитал за прозорливость. У них сложились духовно близкие отношения. Оба горели пламенем любви к Богу, имели открытое Господу сердце, и потому хорошо понимали друг друга; часто они беседовали на непонятном для посторонних приточном языке. Никифорушка предсказал некоторые события из жизни отца Георгия. Взаимную любовь исповедник Христов Георгий и блаженный Никифорушка пронесли через всю жизнь. С благословения старца Никифорушка подолгу жил у его духовных детей в Москве и в домике батюшки в Загорске. Отец Георгий всегда заботился о своем друге. Даже будучи в ссылке, он писал своим духовным детям, чтобы они позаботились о блаженном. Никифорушка же, живший тогда в Загорске, года за два до своей кончины уехал в родные края, сказав при этом: «Пойду умирать туда, где мой голубь был». Там он и скончался.
9 декабря 1918 года в обитель ворвались большевики. Красноармейцы обыскали все помещения и разгромили обитель, не остановились и перед осквернением святынь. Это первое восхождение старца Георгия на Голгофу было предсказано блаженным Никифорушкой. Иеромонах Георгий был арестован. Дело шло к расстрелу. Однако произошло чудо, и праведник вместе с другими заключенными был переведен в другую тюрьму. В 1922 году иеромонаха Георгия освободили. Он стал насельником Московского Данилова монастыря. Многим людям старец помогал советом, учил смирению и послушанию. С 1922 по 1928 гг. архимандрит Георгий был духовником в Даниловом монастыре и имел дар прозорливости. В то время за духовным окормлением и утешением к нему стекалось множество самых разных людей, в том числе очень образованных и творческих. К старцу Георгию их привлекали такие его качества, как безграничная любовь, мягкость, терпимость, широта воззрений, ласка и простота, которая вмещала в себя мудрость и крепкую волю.
Вскоре его арестовали во второй раз. С 1928 по 1932 год архимандрит Георгий находился в ссылке сначала в Уральске, потом в Казахстане. Умирал старец Георгий странником, в чужом доме, но в окружении духовных детей. Скончался преподобноисповедник Георгий Даниловский в Нижнем Новгороде 4 июля 1932 года. Прославлен в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.

ВРЕМЯ СОБИРАТЬ КАМНИ
Только после восьмидесятилетнего периода поругания и запустения открылся вновь Свято-Георгиевский Мещовский монастырь. С первых же дней, как только древняя обитель была передана Русской Православной Церкви, над ее восстановлением начала трудиться братия под руководством наместника — игумена Георгия (Евдачева). Можно представить, как тяжелы были первые шаги по территории монастыря, которому еще только предстояло вернуть былую славу. Что имела братия вокруг себя, когда только-только начинали «собирать камни». Никто из тех, кто участвовал в строительной, а, прежде всего,— духовной работе, никогда не забудет тех дней.
6 мая 2003 года, ранним утром, в день святого великомученика и Победоносца Георгия, от стен Георгиевской обители к городскому Благовещенскому собору двинулся крестный ход, возглавляемый игуменом Георгием, отцом Александром, настоятелем Благовещенского храма и настоятелем Шаловского Свято-Троицкого храма иеромонахом Никоном. Десятки жителей города и района приняли участие в этом крестном ходе. Иноки несли иконы: Георгия Победоносца, Божией Матери «Достойно есть», прп. Георгия Исповедника. У Благовещенского собора был отслужен молебен на начало восстановления Свято-Георгиевского монастыря.
Мещовский Свято-Георгиевский мужской монастырь — одна из немногих в России обителей, восстанавливающихся под сенью святого Георгия. Особым промыслом Божьим за один год воздвигли новую церковь. Сейчас уже восстановлены окружавшие обитель стены, реставрирован пятиглавый собор в честь апостолов Петра и Павла, отстроен братский корпус. Разносится вокруг колокольный звон, тянутся в монастырь люди.

НОВОЯВЛЕННЫЕ СВЯТЫНИ
23 февраля 2003 года в Мещовск из Обнинска перевезен ковчег с частицами чудотворных мощей преподобноисповедника Георгия (Лаврова). Сначала ковчег со святыней был установлен возле Благовещенского собора, и многие смогли приложиться к мощам и испросить благословения угодника Божьего. Затем, под звон колоколов, ковчег проследовал крестным ходом на постоянное место пребывания — в Свято-Георгиевский монастырь. Ковчег с мощами преп. исп. Георгия Даниловского установлен в новом храме, престол которого освящен в его честь.
Еще одна святыня прибыла в обитель вскоре после открытия монастыря. Это — чудотворная икона «Достойно есть…». Судьба иконы замечательна: благодаря разным обстоятельствам, этот образ Пресвятой Богородицы, написанный на Афоне 150 лет назад, оказался во вновь восстанавливаемом Георгиевском монастыре. «Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего…» Слова эти были ниспосланы иноку одной из отшельнических келий священной Афонской горы через самого архангела Гавриила. Первоначальное название этой иконы было «Милующая» или «Милостивая», но после явления архангела Гавриила и его хвалебной песни перед иконой, за ней, как имя, прочно закрепились начальные слова молитвы «Достойно есть…».и.
В Свято-Георгиевском Мещовском мужском монастыре находятся множество Святынь - частиц мощей Святых, прославляемых Православной Церковью и чудотворных икон.
· Мощи Преподобного Георгия Исповедника (Лаврова)
· Глава Вифлеемского младенца
· Икона Божией Матери «Всех скобящих радость»
· Икона Божией Матери «Достойно есть» со святой горы Афон
· Икона Божией Матери «Калужская»
· Икона Божией Матери «Керкирская» (Корцирская) с частицей от ризы Божией Матери
· Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет»
· Икона Божией Матери «Почаевская»
· Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
· Икона Праведного Филарета Милостивого - келейная икона Святого Праведного Алексия Московского (Мечёва)
· Икона с частицей мощей Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских
· Ковчег с частицами мощей Святых угодников Божиих
· Крест с частицами мощей Святых угодников Божиих
· Мощи Блаженного Андрея Мещовского, местночтимого Святого
· Поручь Святого Праведного Иоанна Кронштатского
· Частица (шип) Тернового венца Господа
· Частица Десницы Святого Предтечи Господня Иоанна
· Частица мощей Великомученика и целителя Пантелеимона
· Частица мощей Святителя Григория Паламы
· Частица мощей Святителя Спиридона Тримифунтского
· Частица мощей Святого апостола первомученика и архидиакона Стефана
· Частица мощей Святого мученика Трифона Апамейского
· Частица мощей Святой великомученицы Варвары
· Частица мощей Святой Праведной Блаженной Матроны Московской
· Частица мощей Священномученика Харалампия Магнезийского
· Частица ребра Святого мученика Вонифатия
· Частицы мощей Святых мучениц Веры, Надежды и Любови
· Чудотворная икона Святого Великомученика Георгия Победоносца со святой горы Афон с частицей его мощей
· Чудотворный крест (Голгофа)
2 день
Божественная литургия, исповедь, причастие, трапеза,
переезд в с.Серебряно в женскую обитель (Женская монашеская община, созданная в 2003 и зарегистрированная в 2006. Немноголюдна, духовно окормляется старцем Оптиной пустыни Илией) на месте усадьбы Лопухиных( родителей страдалицы-царицы Евдокии Лопухиной), Восхитительная природа, тишина, натуральные продукты. Молитва и труд во Славу Божию. Место, где можно услышать Бога, экскурсия по обители, по желанию поломники могут купить монастырскую натуральную молочную продукцию (творог, сметану, масло, молоко, сыр).
В с. Серебряное Мещовского района находилось имение Лопухиных. Здесь родилась первая жена Петра Первого и в последующем русская царица Евдокия Лопухина. Село название получило потому, что здесь некогда были рудники по добычи серебра. Как выглядел дом Лопухиных – сведений не сохранилось.

В 1705 году на средства семьи и, в частности, на деньги Федора Лопухина – тестя Петра Первого, была построена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Церковь имела и еще один придел – в честь Николая Чудотворца. Постройка была выдержана в так называемом нарышкинском стиле и является памятником русского зодчества. Кирпичное здание – восьмерик на четверике с алтарем и трапезной в духе московского барокко смотрелось весьма нарядно. Храм украшали белокаменные наличники. Рядом была возведена колокольня.

В 1930 году церковь закрыли, колокольню разрушили. Но в 2000-х годах передали верующим. Была начата реставрация, правда, без участия профессионалов, и здание потеряло свой первоначальный облик. Сегодня церковь является действующей
Отьезд из обители
На выезде из города Мещовска посещение могилы блж. Никифора (друга и наставника преп. Георгия (Лаврова).

На месте захоронения блж. Никифора на кладбище в г. Мещовске, восстановлена могила блаженного Никифора, построена часовня над могилой и скульптурное изображение блаженного.

Подвижники Мещовского края. Блаженный Никифорушка (около 1859-1934)
Старинная мещовская земля дала миру много известных талантливых людей. Своими трудами они прославили нашу родную сторону. Не менее значимы для России и те, чья жизнь была сопряжена с духовными подвигами. Это миряне, подвижники, монахи, священники, чьи имена может быть и не известны, но их судьбы могут быть созвучны душе любого современного читателя, потому что борьба с собой, со своими недостатками и страстями актуальна всегда. Они отстаивали во все времена общечеловеческие ценности, проявляли любовь, долготерпение и оказывали помощь всем нуждающимся.
Но на Руси был тип святости, которого уподоблялись немногие избранные, решившие ради Христа отказаться от мира, общества, общепринятых норм и этикета. Они казались слабоумными, но их внешнее поведение скрывало мудрость, прозорливость, потрясающее терпение и кротость. Это – юродивые или блаженные Христа ради. Один из них Никифор Терентьевич МАЛАНИЧЕВ. Жизнь Никифора Терентьевича Маланичева не была столь необычной, как у Андрея Мещовского. Никифорушка был семейным человеком, имел свои мирские обязанности и не мог юродствовать настолько открыто. Но он жил уже в другое время, а после революции 1917 года гонениям подвергали любого, прямо исповедующего свою веру. И его подвижничество, прикрытое юродством, тоже имело высокую цену. Он родился около 1859 года в деревне Мамоново, в 40 километрах от Мещовска (сейчас – Барятинский район). В семье Никифор был старшим из четырех сыновей, и, поскольку мать часто болела, а дочерей не было, на него возлагались большие обязанности и надежды на будущее. А Никифорушка с детства имел духовное стремление, много молился и постился, любил ходить по святым местам, по монастырям. Избегая пустых разговоров, он с удовольствием беседовал с благочестивыми людьми, особенно со странниками, о Боге. Отец следил за ним, опасаясь, как бы он совсем не ушёл из дома. Однажды летней ночью Никифор лег спать под клетью во дворе и под утро решил прогуляться. Отец быстро спохватился, спросил мать: «Где малой?» — «Под клетью спит», – ответила она. Не найдя сына, Терентий взял лошадь, поскакал ему вслед, догнал и вернул домой. Позже, по настоянию отца Никифор женился, У него были дети, сын и дочь. Но при этом он не изменял своего образа жизни. Его душа не лежала хозяйству, он вел себя странно, говорил не совсем понятно, часто уходил на богомолье. Домой приносил подарки, что сглаживало недовольство родных.
Незадолго до революции Никифорушка познакомился в Мещовском Георгиевском монастыре с настоятелем иеромонахом Георгием (Лавровым). Отец Георгий нашел в Никифоре друга, понял его духовную мудрость и благодатность и называл его «единым от древних». Они часто беседовали, в том числе на непонятном для других приточном (иносказательном) языке, в затруднительных случаях настоятель советовался с Никифорушкой и порой приезжал к нему в Мамоново. Последний проявлял прозорливость, предсказав некоторые события в жизни иеромонаха. В частности, незадолго до первого ареста отца Георгия Никифорушка как-то рано утром расстелил в комнатах мещовского настоятеля дорогие ковры, разбросал облачение, надел на себя что-то из ризницы, препоясался орарем и в таком виде стал красоваться. Иеромонах Георгий удивленно спросил: «Никифорушка, что это ты наделал?» – но блаженный только рассмеялся в ответ. Вскоре, в 1918 году, отца Георгия арестовали, а монастырь был разгромлен большевиками, оставившими после себя полный хаос.
Память блаженного Никифорушки совершается 27 декабря в день его рождения и 10 января в день кончины. На его могиле возле храма Преображения Господня на городском кладбище служится заупокойная лития

Экскурсия по Свято-Никольскому Черноостровскому женскому монастырю, расположенному на окраине города Малоярославца Калужской области.

Женский монастырь в Малоярославце расположен на северо-востоке города, на небольшой возвышенности. Наверно оттого, что находится на окраине, здесь как-то по-особенному чувствуется свобода. Возможно, из-за удивительных пейзажей, которые открываются отсюда: с высоты небольшого холма.
Свято-Никольский Черноостровский монастырь в былые времена, предполагают, был окружен глубоким рвом с водой и крепостными стенами. Из-за этого создавалось ощущение, что обитель находится на острове, который именовался Черным. Отсюда и пошло название Черный острог, которое и закрепилось за монастырским комплексом.
В наши дни здесь расположена женская обитель. Его насельницы с огромной любовью ухаживают не только за территорией и монастырскими грядками, а еще взяли на себя заботу о девочках-сиротах, организовав приют.
Никольский Черноостровский монастырь в Малоярославце
На территории малоярославецкого монастыря даже дышится как-то по-особенному. Возможно, оттого, что воздух пропитан ароматами многочисленных цветов или от того, что так красиво разносится над обителью колокольный звон.
И находясь внутри Святых врат кажется, что такая красота была здесь всегда.

Первые исторические сведения о монастыре
Первое упоминание о существовании в Малоярославце монастыря датируется началом XVII века. Но, видимо, первые строения на его территории появились еще за два-три века до этого, что не дает возможности определить точную дату основания.

Согласно наиболее распространенной версии, основателями Николаевского Черноостровского монастыря являются князья Оболенские, выстроившие на месте пустоши Никольский храм в конце XIV века. Но скорее всего, непосредственного отношения к зарождению монастырских устоев в этих краях князья не имели. Более вероятно, что первые монахи появились здесь лишь в XVI веке, а по распоряжению князей был возведена только сама Николаевская церковь, давшая название будущему монастырю.

Как бы то ни было, уже в переписных книгах XVII-XVIII веков имеется упоминание о бурной жизнедеятельности в стенах Черноостровскоой обители. Во времена Смуты монастырь был разрушен практически до основания, но уже в 1659 году возобновил свою деятельность, восстановленный за счет местной казны и богатых прихожан.

Тем не менее, полностью возобновить свою деятельность и привлечь должное количество иноков настоятелю монастыря не удалось. Постепенно строения приходили в негодность, монахи стали нищенствовать, и обитель была закрыта. Произошло это печальное событие в 1775 году, к этому времени здесь оставались только самые преданные монахи, решившие своими силами восстанавливать былую славу монастыря.

Наполеоновское нашествие, 1812 год
Особой вехой в монастырской истории можно считать Наполеоновское нашествие, оставившее на стенах обители неизгладимые отпечатки в виде отметин от пуль и картечи, которой солдаты французской армии осыпали монахов и мирных жителей, укрывшихся в стенах монастыря. В память об этих событиях на воротах до сих пор не удаляют эти военные отметины.
В 1812 году в районе Малоярославца развернулось настоящее сражение, в центре которого и оказался уже не действующий в это время монастырь. Более всего пострадали ворота обители, их практически полностью изрешетили шрапнель и пули. И все же ворота выдержали и спасли тем самым немало жизней. Но пристального внимания заслуживает даже не это, а произошедшее чудо, связанное с ликом Христа, выписанным над воротами. Ни до, ни после сражения ни одна пуля не попала в икону, изображавшую Иисуса.
Местные жители сочли подобное добрым знаком и распространили весть о нем по всей России. Дошла она и до самого императора Александра I, повелевшего уже в 1813 году начать восстановление обители.
Император решил не просто восстановить монастырь и вновь привлечь в его стены монахов, но превратить эти места в памятник событиям Отечественной войны 1812 года. Пожелание императора было в точности исполнено: в

1813 году были восстановлены и перестроены монашеские кельи, в следующем году выстроена Корсунская церковь, а в 1821 году — Святые ворота и колокольня.
Фактически, к 1839 году восстановление Свято-Никольского Черноостровского монастыря было завершено, а в 1843 году произошло освещение его главного храма – Никольского собора, выстроенного под руководством архитектора Витберга.

Николо-Черноостровский монастырь в XX веке
В начале прошлого века монастырские стены испытали немало потрясений. Начиная с 1917 года, с приходом к власти большевиков по всей России проводились массовые закрытия церквей и монастырских обителей. Не избежал этой участи и Черноостровский монастырь в Малоярославце, закрытый специальным распоряжением в начале 1918 года.
В отношении обители была создана чрезвычайная комиссия, по распоряжению которой строения были обысканы, а наиболее ценное имущество изъято в пользу советской власти. Действующий в это время настоятель монастыря – архимандрит Илья подвергся аресту, и был впоследствии выселен за его пределы, отправившись в долговременную ссылку.
Малоярославецкий Черноостровский монастырь перестал действовать. Открытой для верующих оставалась только Никольская церковь, просуществовавшая в статусе отдельного храма лишь до 1929 года.
И все же исключительным везением можно считать сохранение монастырских строений в сохранности. Местная советская власть не стала разрушать обитель, предпочтя использовать ее под насущные и более практичные нужды. В 20-е годы в Малоярославецком монастыре был открыт педагогический техникум, а в самой церкви – музей.

После Великой Отечественной войны монастырь, также избежавший разрушения, был задействован под квартиры для граждан, лишившихся собственного жилья.

Новую жизнь обитель начала после 1991 года, когда здание монастыря было передано Калужской епархии, на средства которой монастырские строения были отреставрированы.

Интересно, что в 1991 году здесь был открыт мужской монастырь. Но монахи, почему-то не задерживались здесь и постепенно расходились по другим обителям. Поэтому в 1993 году постановлением Священного Синода монастырь решено было сделать женским.
В настоящее время в стенах обители нашли приют не только сами монахини, но также и дети из бедных и неблагополучных семей – при монастыре открыта женская школа-интернат, приютившая несколько десятков детей разного возраста. Сестры Черноостровского монастыря воспитали уже не одно поколение сирот.

Территория монастыря
Несмотря на то, что история существования Черноостровского монастыря насчитывает вот уже пять столетий, современный облик его сформировался только в конце XIX века. Ныне действующий монастырь состоит из трех храмов: Никольского, Всех Святых и Корсунской иконы Божьей Матери.
Наиболее пристального внимания заслуживает Никольский храм, воздвигнутый в честь победы над войсками Наполеона Бонапарта. Храм строился более трех десятилетий под личным руководством архимандрита Макария, к сожалению, не заставшего завершение строительства, которое было окончено только к 1843 году уже в настоятельство преподобного Антония Оптинского.
Здание собора представляет собой достаточно величественное и грандиозное сооружение высотой до 47 метров. Однокупольная крыша храма в своем основании имеет 4 колонны, образующие в середине некое подобие огромной ротонды. Вблизи собора устроена паперть, откуда открывается удивительный вид на широкие русские просторы.
И отсюда вниз можно спуститься к храму Всех Святых, долгое время использовавшийся в качестве склепа для погребения монахов.

Вторым по величине храмом на территории Черноостровского женского монастыря является двухэтажная церковь, освященная в честь Корсунской иконы Божьей Матери.

В храмах Никольского монастыря в Малоярославце имеются православные святыни: распятие с частицей Животворящего Креста и хитона Господня, иконы с мощами Киево-Печерских святых, Оптинских старцев, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, великой княгини Елизаветы и многих других.

Конечно же, украшением территории служит высокая белая колокольня, которая находится в центре обители. Невозможно сейчас представить, что от этой белоснежной красавицы в конце XX века оставался лишь нижний ярус.
Дорога, ведущая к главному Никольскому храму, проходит прямо под колокольней, через Святые Врата. И здесь, внутри под стеклом расположена деревянная скульптура Николая Угодника, перед которой горит лампада.

Территория обители очень красивая, летом вокруг благоухают цветы.

Сразу за входом на территорию находится часовня иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение», где можно выпить святой воды.

Справа от дороги расположился корпус православного приюта «Отрада» для девочек и храм, освященный в честь иконы Божьей Матери «Отрада и Утешение».
А если пройти немного далее и от колокольни повернуть вправо, то здесь можно обнаружить святой источник.
Для того, чтобы набрать освященной ключевой воды и окунуться в купели, нужно спуститься в овраг по каменным ступеням.

Прибытие в Москву ~~~ 22-00 ст. метро Кропоткинская
Ковчег
Мы работаем под духовным окормлением Настоятеля Обители-братства Свято-Алексиевской Пустыни схииеромонаха Алексия (Василенко).
Паломническая служба "КОВЧЕГ"  работает с 28.08.2006 года.
Контакты